Стратоникея - это античный город, сочетающий в себе многовековую историю и культуру. Это город, согласно легенде, основанный «во имя Большой любви», где, на руинах древних цивилизаций, несмотря ни на что, жизнь бьет ключом.
Стратоникея - это античный город, сочетающий в себе многовековую историю и культуру. Это город, согласно легенде, основанный «во имя Большой любви», где, на руинах древних цивилизаций, несмотря ни на что, жизнь бьет ключом.
Стратоникея – это название одного из многочисленных древних городов, который расположен в Эгейском регионе, в 60 км от Бодрума в районе под названием Ятаган.
Точная дата основания города не установлена, но, предположительно, город был основан в первой половине 3 века до н.э. на руинах другого древнего Карийского города Идриас (Крисаорис), основанного Ликийцами. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках некрополя предметы, относящиеся к 2 веку до н.э.
Очевидно, что город пережил период своего расцвета во времена Государства Селевкидов и Римской империи. Известно, что Государство Селевкидов являлось одной из эллинистических монархий, образованных при распаде империи Александра Македонского. Селевк I – полководец и бывший начальник конницы Александра Македонского в 281 году до н.э. установил свою власть в Западной Анатолии, одержав победу над Лисимахом (бывший полководец Александра Великого, правитель Фракии), который также претендовал на господство в регионе. Битва произошла в окрестностях современного турецкого города Маниса.
Город Стратоникея был основан Антиохом, сыном Селевка I и в последующие годы город неоднократно переходил из рук в руки. В разное время относился к Государству Селевкидов, Родосу, Пергамскому царству, Римской империи. Известно, что город существовал и во времена Византии. Также сохранились артефакты, относящиеся к периоду анатолийских бейликов и Османской империи.
Довольно интересна история начала археологических раскопок Стратоникеи. Античный город был расположен в окрестностях современной турецкой деревни Эскихисар. После землетрясения в 1957 году руины древнего города вышли на поверхность и проявились с особой четкостью. С этого времени на этой территории начали проводить раскопки.
После строительства тепловой электростанции в городе Ятаган, Стратоникея оказалась в зоне добычи угля, что существенно затруднило работу археологов. Несмотря на трудности археологические работы, проводимые Сельджукским университетом под руководством профессора Юсуфа Бойсала, продолжились, и постепенно стала открываться красота античного города. После землетрясения жителей деревни Эскихисар переселили, но некоторые из них отказались покидать свои дома. Несколько семей и по сей день проживает в близком соседстве с античным городом в зоне проведения раскопок.
С 2008 года археологические раскопки были возобновлены и ведутся Университетом Памуккале под руководством профессора, доктора наук Биляля Согута. Многие извлеченные археологами скульптуры можно увидеть в музее города Милас.
Город Стратоникея расположен на обширной территории, и археологи «раскопали» лишь часть античного города. В настоящее время восстановлены Священные ворота, фрагменты внешних городских стен, место, где заседал городской совет (парламент), административное здание Булевтерий, театр, храм, баня и водостоки.
При входе на территорию древнего города расположены два строения, отличающиеся по внешней архитектуре от других построек. Одно из них – это называемая в народе «сельджукская баня», датируется XIV веком и относится к периоду бейликов. На северной стороне от бани находится мечеть «Сабан Ага». Здание мечети, согласно надписи на фасаде, было вновь отстроено в 1876 году. Предположительно, если верить описанию османского путешественника Эвлия Челеби, ранее на этом месте стояла мечеть «Сулу Джами» («Водная мечеть»). Такое название, вероятнее всего, может быть объяснено тем, что под мечетью протекал водный источник. Перед входной дверью в мечеть находится мраморная гробница, которая, как говорят, принадлежит основателю мечети Шабан Аге. Однако подтвердить этот факт невозможно, так как на гробнице нет каких-либо надписей. Не так давно эта мечеть была отреставрирована и имеет ухоженный вид.
Территория античного города сегодня – это историческая «смесь» различных эпох и цивилизаций, следы которых можно обнаружить буквально везде. Так, например, основной маршрут по городу пролегает по хорошо сохранившимися, выложенными камнем в османский период городскими улицами, а в самой деревне можно заметить фрагменты античных материалов в некоторых строениях домов и ограждений более поздних эпох.
Прямо перед главным входом на территорию древнего города расположена деревенская площадь с величественным деревом – чинара. Здесь же находится восстановленное кафе под названием «Джеляль Чавуш», где, как и прежде, готовят турецкий чай на дровах, а само помещение декорировано предметами из прошлого.
С левой стороны от кафе и мечети расположен античный «Гимназиум», где обучали искусству и проводили занятия по спортивной подготовке. Сооружение не восстановлено полностью, но его видимая часть впечатляет. «Гимназиум» - одно из самых древних сооружений города. Интересен факт, что до «рокового» землетрясения здесь находились деревенские дома.
За мечетью «Шабан Ага» последовательно расположены римская терма и роскошный амфитеатр. Вместимость расположенного внизу естественного склона театра составляет приблизительно 15 тыс. зрителей.
Известно, что в Стратоникее находился храм императора Августа времен Римской империи. Площадка, где находилось административное сооружение - Булевтерий, достойно особого внимания. На сохранившихся внешних стенах имеются надписи на латинском, а с внутренней стороны - на древнегреческом языках. Представляют интерес также тексты на латинском языке, в которых зафиксированы цены на товары, которые продавались в Стратоникее. Таким образом правители, вероятно, контролировали торговлю в городе и предотвращали инфляцию.
В северной части города проложен внушительных размеров проспект с колоннами по обеим сторонам. В конце проспекта находятся большие въездные ворота, рядом с которыми был устроен фонтан и круглый бассейн с водой, украшенный грандиозными скульптурами. По проспекту можно было проследовать в центральную часть города. Поскольку Стратоникея располагалась на большом паломническом пути - в окрестностях города в поселении Лагина (ныне Тургут) находилось святилище богини Гекаты, от северных ворот города к святилищу была проложена специальная дорога.
В Стратоникее много интересного даже для тех, кого «не вдохновляет» античная архитектура. Здесь просто приятно погулять и насладиться природной красотой и зеленью. Например, внутренняя часть города украшена виноградной лозой и многочисленными фруктовыми деревьями, главным образом, инжировыми и гранатовыми. И несмотря на то, что большинство жителей покинули местную деревню, деревья все еще приносят обильный урожай фруктов.
Стратоникея - это не мертвый античный город. Это город, сочетающий в себе многовековую историю и культуру, город, согласно легенде, основанный «во имя Большой любви», где, на руинах древних цивилизаций, несмотря ни на что, жизнь бьет ключом.
История любви царевича Антиоха к своей мачехе Стратонике (в честь которой с большой вероятностью и был назван город) стала известна человечеству благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания. Деметрий».
Основные действующие лица это: царь Селевк І – один из друзей юности Александра Македонского, основатель Сирийского царства, решительный и непобедимый полководец. Антиох – сын Селевка и его первой жены Апамы, единственный наследник престола. Стратоника – вторая жена Селевка І, дочь его врага Деметрия, юная красавица. Она была более чем на сорок лет моложе мужа.
Вот как об этой необычной истории, возникшей более 2300 лет назад в царстве Селевкидов, образовавшемся в Малой Азии на развалинах империи Александра Македонского, в своем труде повествует Плутарх:
«Случилось так, что сын Селевка Антиох влюбился в Стратонику… Он представился больным и постепенно изнурял свое тело, отказываясь от пищи и необходимого ухода. Лекарь Эрасистрат без труда догадался, что царский сын влюблен, и решил узнать, в кого именно. Это была довольно сложная задача: он постоянно оставался в спальне царевича, и всякий раз, как входил красивый юноша или красивая женщина, не спускал глаз с Антиоха и наблюдал за теми членами тела, которые по природе своей особенно живо разделяют волнение души. На любое из посещений больной отвечал одинаковым безразличием, но стоило показаться Стратонике, одной или же вместе с Селевком, как тут же являлись все признаки, описанные Сафо: прерывистая речь, огненный румянец, потухший взор, обильный пот, учащенный и неравномерный пульс, и наконец, когда душа признавала свое полное поражение, – бессилие, оцепенение и мертвенная бледность. Вдобавок к тому, Эрасистрат рассудил, что сын царя, полюби он какую угодно женщину, едва ли стал бы молчать и терпеть до самой смерти. Окончательно удостоверившись в этом, Эрасистрат однажды объявил Селевку, что болезнь юноши – страсть, и страсть непреодолимая и безнадежная.
– Почему же безнадежная? – спросил в испуге царь.
– Потому что, клянусь Зевсом, – отвечал Эрасистрат, – он любит мою жену.
– Так неужели ты, Эрасистрат, не пожертвуешь своим браком ради моего сына? – воскликнул Селевк. – Ведь ты мой друг, и ты знаешь, что единственная моя опора – это он!
– Но на такую жертву не пошел бы даже ты, родной отец, – возразил Эрасистрат.
На что Селевк ответил ему:
– Ах, дорогой мой, если бы только кто из богов или людей обратил его страсть в эту сторону! Да ради жизни Антиоха я не пожалел бы и царства!
…И тогда лекарь протянул ему руку и сказал, что Селевк не нуждается в услугах Эрасистрата, ибо он в одном лице и отец, и супруг, и владыка, и наилучший целитель собственного дома. После этого разговора Селевк созвал всенародное собрание и объявил свою волю поженить Антиоха и Стратонику и поставить его царем, а ее – царицей над всеми внутренними областями его державы. При таких обстоятельствах был заключен брак Антиоха и Стратоники».
В XVIII и XIX веках фабула семейной драмы накалом страстей и нравственной чистотой ее участников привлекла музыкантов, писателей и художников и подвигла их на создание большого числа классических произведений искусства. Только живописных полотен известно более тридцати. Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников. В 1821 году в Париже была даже поставлена опера под названием «Стратоника».
Композиция картин практически у всех художников одинакова: действие происходит в царской спальне. В левом углу обычно размещена кровать с балдахином. На ней лежит умирающий от жесточайшей депрессии Антиох. Его убивает мысль о том, что он любит жену своего отца, но царевич боится признаться в этом кому-либо. Рядом царский врач Эрасистрат. Он держит руку на пульсе царевича, пытаясь разобраться в причинах его болезни. В центре композиции – Стратоника. Иногда в правом углу, но не у всех художников, изображен ее муж Селевк. Смысл всех живописных полотен в том, что на них изображен момент, когда мудрый лекарь догадывается об истинной причине болезни своего царственного пациента.
Комментарии и отзывы