Эвлия Челеби и Бодрум


«Легенды Анатолии не только наполнили горы и камни, они проникли в сердца всех людей и стали их культурным наследием»

Галикарнасский рыбак

Эвлия Челеби и Бодрум

Бодрум с его историческим и культурным наследием хранит в себе ценности, о которых нужно на самом деле больше писать и документировать все факты, связанные с ними. В этом море явных и неявных культурных ценностей особое место принадлежит легендам.

В этой статье речь пойдет о нескольких теориях происхождения названия города Бодрум, одну из которых в своей книге «Путешествия» описал великий турецкий путешественник Эвлия Челеби (1611-1682).

Эвлия Челеби родился в 1611 году в Стамбуле в семье придворного ювелира, благодаря чему получил отличное образование и воспитание. По одной из версий семья Челеби принадлежала суфийскому ордену Гюльшени, о чем свидетельствуют записи, найденные в его доме. Свои первые «заметки путешественника» Эвлия составлял на основе прогулок по Стамбулу, где описывал здания, рынки, обычаи и культуру того или иного района города. В свое первое заграничное путешествие он отправился в 1640 году, посетив в последствии все земли Османской империи и сопредельные государства.

Его заметки были собраны в десятитомную книгу под названием «Seyahatname» («Путешествия»), которая несмотря ряд авторских преувеличений содержит информацию о культуре и жизни Османской империи 17 века, в том числе исторические и географические факты, лингвистические особенности языка и архитектуры того времени, и представляет огромную ценность для исследователей и специалистов.

Классическая теория происхождения названия города Бодрум, к которой склоняется большинство историков, представляет собой постепенную трансформацию названия с течением времени. Согласно античным источникам Бодрум в древности назывался Галикарнасом, что в переводе с одного из самых древних известных языков Анатолии «луви» означало «город чистого священного источника на берегу моря».

Строительство крепости, которая является символом города, началось в XV веке и продолжалось в течение почти ста лет. Крепость была построена рыцарями-госпитальерами с Родоса и названа в честь святого Петра/Петроса, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Со временем это имя трансформировалось в Петериум/Петрониум/Петриум/Петрум, а после занятия города турками – в Бодрум.

В 1670-е годы приехавший в Бодрум Эвлия Челеби так описывал город: «Бодрум во время султана Сулеймана Законодателя завоеван 5 января 1523 года несравненным Мустафой Пашой. Внутри крепости находится сто земляных домов. Эти дома очень маленькие; садов, виноградных лоз нет. Это и есть весь город. Половина крепости в воде, половина на суше. На берегах Анатолии такой крепости как в Бодруме нет нигде. Восточная и западная часть крепости – это пристань. Большой порт находится на севере и западе от крепости. Большой порт принимает суда, численностью до двухсот. Порт хорошо защищен от ветра. В западной части большого порта находится большая гробница. Местные жители зарабатывают на сушеном инжире, изюме и виноградной воде».

В описании Бодрума средневековый путешественник коснулся происхождения современного названия города, которая гласит следующее:

Известный турецкий завоеватель Ментеше Бей приказал своим сыновьям подобрать место для создания безопасного укрытия «бодрума» (в переводе с современного турецкого языка - подвал). Для этого было найдено укромное место в зарослях и кустарниках, где была построена крепость. Со временем обильная растительность выгорела, а построенный замок – укрытие остался. Точно так же, как и само название места - «Бодрум».

Косвенным подтверждением этой «защитной» версии служит также надпись на одной стен Бодрумского замка на латинском языке:

«Господи наш, сохрани нас, пока мы спим. Спаси нас, пока мы бодрствуем. Потому как без Твоей защиты нас никто не сможет уберечь».




Комментарии и отзывы

Смотрите так же...

Исторические места