Сервис
служба
Отправить заявку Бодрум+18Погода в Бодруме
Курсы валют: EUR/TRY - 35.09 RUB/TRY - 0.35 USD/TRY - 32.26

Рыбак из Галикарнаса: Легенды о Галикарнасском Мавзолее


В сборнике рассказов «Здравствуй Анатолия» (тур. «Merhaba Anadolu») классик турецкой литературы Джеват Шакир Кабаагачлы, писавший под псевдонимом «Рыбак из Галикарнаса», один из своих рассказов посвятил Галикарнасскому Мавзолею:
Рыбак из Галикарнаса: Легенды о Галикарнасском Мавзолее

Царица-мореплаватель Артемисия II, чтобы увековечить память о своём муже Мавсоле, возвела Галикарнасский Мавзолей, который состоял из пяти возвышающихся одна над другой архитектурных частей.

Первая часть Подиум или основание…

Вторая часть Птерон - окружённое колоннами сооружение. Усыпальница или Целла располагалась здесь.

Третья часть - окружённый ионическими колоннами храм, который находился над птероном.

Четвёртая часть этой грандиозной усыпальницы, ставшей одним из семи чудес древнего света, была выполнена в виде возвышающейся пирамиды со ступенями…

Пятая и последняя, самая верхняя часть Мавзолея, являла собой запряжённую четырьмя конями колесницу… Внутри этой колесницы рядом были помещены две скульптуры во весь рост - Царя Мавсола и его жены и сестры Артемисии II.

Высота сооружения достигала пятидесяти метров. Полы в храме были выполнены из зелёного мрамора. По описанию римского историка Плиния, птерон, то есть окружённая колоннами вторая часть Мавзолея, был выполнен в виде квадрата с установленными по внешнему периметру тридцатью шестью ионическими колоннами. В промежутках между каждыми двумя колоннами располагалась одна из статуй. Птерон украшали рельефные изображения со сценами сражений эллинов с амазонками. Над птероном находился храм с ионическими колоннами, а над храмом возвышалась пирамида с двадцатью четырьмя ступенями.        

Пирамида была сделана из белого паросского мрамора. Материал специально привозился с острова Парос. На вершине пирамиды установили колесницу с четырьмя конями.

Архитекторами Мавзолея были Пифей и Сатир. Сатир был также архитектором Храма Аполлона в Дидиме. В проекте Мавзолея архитекторы соединили четыре разных стиля, возведя их один над другим… Четыре разных части в величественном произведении искусства, соединённые в гармонии друг с другом в одно целое, вызывали в людях изумление… По оставленным Плинием сведениям, скульптором северной части Мавзолея был Бриоксид, западной части - Леохар, южной – Тимофей, восточной - Скопас.

Египетские пирамиды величественно возвышаются над землёй… Между тем, воплощение идеи поднять стоящую на земле пирамиду и расположить её в воздухе, поставив на колонны, является величественным архитектурным шедевром, не имеющим аналогов. Мавзолей, включая самые мелкие его фрагменты, является самобытным произведением искусства. Изображения на фризах воюющих с амазонками эллинов по сравнению со скульптурными композициями того времени очень динамичны. Архитектурные памятники в Анатолии вследствие войн и землетрясений в первозданном виде простояли недолго и были разрушены. А Мавзолей простоял долго. Македонцы превратили Галикарнас в груду пепла, но Мавзолей не тронули, проявив уважение к этому шедевру. Римляне также не тронули. Даже христиане византийцы, разрушившие многие культовые постройки, не притронулись к Мавзолею.

В 1402 году н.э. верхняя часть Мавзолея была частично разрушена, но основная большая часть сооружения продолжала стоять в первозданном виде. В 1406 году н.э. в Галикарнас пришли рыцари-госпитальеры и приступили к строительству Крепости-замка Святого Петра.

Германский рыцарь и архитектор Шлегельгольд оставил свидетельство того, как рыцари окончательно разрушили Мавзолей:

«Мы искали камень для изготовления строительных блоков. На одном из ближайших полей мы обнаружили уходящие в землю каменные ступени. Начали копать. Вынув камни из земли, спустились глубже и оказались в помещении, окружённом мраморными колоннами. В нём всё было украшено разнообразными рельефными и орнаментальными изображениями. Поскольку наступил вечер, было решено прервать работу и возобновить её на следующий день. Вернувшись утром, мы увидели, что саркофаг вскрыт и вокруг него разбросаны куски позолоченной ткани…»   

Архитектор передаёт деяния рыцарей такими словами:

«Вскрыли, разделили на части, растащили, даже мраморные плиты были использованы как строительный материал!..»

При возведении стен Крепости изящные ионические колонны, мраморные плиты из Мавзолея с изображениями батальных сцен были использованы в качестве строительного материала. Изображения на некоторых плитах стёрли и поверх них были выгравированы рыцарские гербы… Даже сегодня на стенах Крепости видны фрагменты Мавзолея.

Несколько лет назад внутри стены Крепости была обнаружена мраморная плита с фриза Мавзолея с изображением сражения эллинов с амазонками, которую вставили в стену вместо обычного камня.

Монументальное сооружение в Галикарнасе, оставившее след в истории человечества, стало легендой. Слово «мавзолей», произошедшее от названия грандиозной усыпальницы Царя Мавсола, вошло в европейские языки.

В 1875 году сэр Чарльз Ньютон провёл в Бодруме раскопки Галикарнасского мавзолея, в ходе которых были обнаружили многочисленные фризовые плиты, статуи Мавсола и Артемисии, скульптурные изображения больших львов… Были обнаружены и отправлены в Англию.

Мавзолей возвели только наполовину, когда у Галикарнаса закончились деньги на дальнейшее строительство. Архитекторы, скульпторы и строители продолжали строить, часто зарабатывая на других работах, вкладывали свои средства, чтобы грандиозное сооружение Мавзолей в Галикарнасе стало достоянием человечества…

 




Комментарии и отзывы

Смотрите так же...

Исторические места