Сервис
служба
Отправить заявку Бодрум+18Погода в Бодруме
Курсы валют: EUR/TRY - 34.69 RUB/TRY - 0.35 USD/TRY - 32.48

Юбилейный кубок Бодрума


Публикация в журнале «Шкіпер» № 5’2018 (Украина)
Перевод на русский язык - Редакция Информационного портала «Ваш Бодрум»

Юбилейный кубок Бодрума

Всё началось 30 лет назад. Тогда ценители отдыха под парусом из Бодрума, небольшого города на эгейском побережье Турции, решили провести довольно неординарную регату, соединив личное увлечение парусным спортом с уже традиционным на то время для региона яхтенным туризмом. Так родилась регата, которая стала ежегодной – «Кубок Бодрума». Участие в соревнованиях берут традиционные турецкие шхуны-гулеты и триандилы. Эти двух- или трёхмачтовые деревянные яхты начали массово производить в Бодруме в начале 19-го столетия. Они использовались в качестве торговых, грузовых и рыбацких судов, а с 1960-1970 г.г. переквалифицировались в туристические.

В течение сезона, который длится в Бодруме с середины весны до середины осени, туристы осуществляют на комфортабельных гулетах недельные путешествия вдоль живописного побережья, с посещением небольших посёлков, островов, наполненных античной историей, ночёвками под открытым небом в живописных природных бухтах, названных за характерный сияющий цвет Эгейского моря «голубыми круизами» (подробнее см. «Шкипер», № 3/2018). Да и сам город Бодрум привлекает туристов своими античными и средневековыми памятниками, чистыми пляжами и тихим историческим центром в старом городе.

Кульминацией парусно-туристического сезона является регата «Кубок Бодрума», места в каютах гулет-участниц бронируют заранее. Кубок проходит в середине октября и продолжается неделю. Умелая работа организаторов превратила необычные соревнования в один из главных фестивалей региона с обширной береговой программой.

Организатором Bodrum Cup является яхт-клуб Era Yachting, соревнования проходят под эгидой Парусной федерации Турции, они включены в официальный календарь соревнований Федерации.

1.jpg

Празднования юбилейной тридцатой регаты прошли с размахом. Программа праздничных этапов была уникальной – впервые в истории «Кубок Бодрума» отправился в Стамбул. Программа регаты этого года состояла из двух этапов, первым из которых стал Bodrum Cup Istanbul Challenge, титульный спонсор – сеть отелей Four Seasons Hotel. В «Стамбульском вызове» приняли участие лучшие из лучших гулет, всего 21 судно. Участники дошли из Бодрума в Стамбул, где 13 октября началась регата. В программе Bodrum Cup Istanbul Challenge – презентация гулет в стамбульском яхт-клубе, короткие этапы в Босфорском проливе, ради которых было приостановлено прохождение судов, и маршрутные 6-этапные переходы из Стамбула в Бодрум. Прохождение красавиц-гулет под мостами Стамбула – зрелище, которое заставило затаить дыхание всех зрителей регаты и случайных свидетелей. Победу в этом этапе одержал экипаж гулеты Dragonfly. Второе место занял экипаж муниципального учебного парусника STS Bodrum, третье – гулета Take it Easier, которая ходит под флагом Мальты.

После возвращения домой яхт-участниц «Стамбульского вызова» 22 октября начался Кубок Бодрума, который на три следующих года по спонсорскому контракту будет носить название American Hospital Bodrum Cup.

2.jpg

В регате приняли участие 84 судна, ещё около 15 наблюдали за регатой в качестве судов поддержки. Участвовавший в регате флот был разделен на две части: традиционные суда и крейсерские яхты. В соответствии с положениями регаты, под традиционными судами имеются в виду парусные яхты для отдыха и круизов, построенные из дерева и каких-либо других материалов в традиционном стиле. Этот флот был разделён на три группы: гулеты, триандилы – ещё один традиционный для этой местности парусников с одинаковой архитектурой носа и кормы, и «мозаика» - группа, в которую вошли традиционные парусные суда помимо гулет и триандилов.

В свою очередь 27 гулет были разделены на три подгруппы, 11 триандилов – на две. В группу «мозаика» вошли 10 парусников, которые соревновались в отдельной группе. Крейсерские яхты представляли 17 экипажей, яхты были разделены на две группы.

3.jpg

Открытие регаты и старт первого этапа прошли в посёлке Ялыкавак, недалеко от Бодрума в местной Yalıkavak Marina, одной из лучших яхтенных марин Турции. Здесь была сооружена большая сцена, где прошла церемония награждения Four Seasons Hotel Bodrum Cup Istanbul Challenge, затем церемония открытия American Hospital Bodrum Cup и концерт.

Первый этап регаты состоялся 23 октября. Участники вышли из Ялыкавака и должны были обойти несколько островов и повернуть назад. Длина дистанции – приблизительно 17 миль. Регата началась при облачной погоде, местами накрапывал небольшой дождь, ветра почти не было, скорость – от 1 до 3 м/с. Этап был сложным, поскольку, несмотря на ветровые условия, организационный комитет принял решение провести гонку неукороченной дистанции. В результате абсолютное большинство участников «традиционного флота» и большая половина крейсерских яхт не уложились в контрольное время прохождения дистанции.

4.jpg

Вечером в этот же день прошёл конкурс коков, который уже успел стать изюминкой береговой программы регаты. В этом году он проходил в два этапа. Сначала коки яхт-участниц, которые заявились принимать в нём участие, получили секретный набор ингредиентов от одного из спонсоров соревнований. Используя только эти продукты, и при помощи ещё одного помощника (также члена экипажа), коки должны были создать меню ужина на камбузе своей яхты. За соблюдением условий следили члены жюри – профессиональные шеф-повара лучших ресторанов региона. После этого восемь лучших коков перешли к следующему этапу – приготовлению блюд прямо на сцене. Для каждого участника была организована специальная кухонная рабочая станция и по марине разносились привлекательные запахи изысканных блюд.

Следующий этап регаты Ялыкавак – о. Лерос, Греция. Длина дистанции –приблизительно 20 миль. Старт был запланирован на 10 утра, однако перенесён в связи с отсутствием ветра. Солнечное утро сменилось туманом, а около полудня начался ливень. Незадолго до его начала был дан старт этапа, дистанция которого была сокращена. Дождь прекратился как раз тогда, когда суда сопровождения, а за ними и первые участники добрались до муниципальной марины городка Лаки, но через несколько часов возобновился и шёл аж до глубокого вечера.

5.jpg

В дальнейшую программу этапов коррективы внесла погода. После двух пасмурных дней с тихим и лёгким ветром 25 октября его скорость поднялась до 11-13 м/с с порывами до 18 м/с. Запланированный переход с Лероса к посёлку Кормен на турецком полуострове Датча был отменён, соревнующийся флот остался в Греции ещё на один день. Большая часть участников и гостей регаты провели его, прогуливаясь по небольшому городку Лаки, некоторые взяли в аренду автомобиль или скутер для исследования различных достопримечательностей и интересных мест острова.

Лаки – небольшой портовый город, при постройке получил название Портолаго в 1930-х годах, когда остров находился под властью Италии и использовался для базирования военного флота. Современное название Лаки получил в 1947 году, когда остров Лерос вернулся в греческое владение, происходит от названия бухты, в которой находится. Архитектура Лаки – один из лучших примеров итальянского рационализма, говорят, что на окраине посёлка была построена личная вилла Муссолини. Сегодня Лаки – курорт. Улицы городка заполнены кафе, ресторанами, кофейнями и магазинами, где, общаясь, проводили время участники Кубка. Солнечная погода благоприятствовала.

6.jpg

«Доброе утро», - заводит разговор Сади Йигитбаси из г. Колумбус, штат Огайо, США, член экипажа яхты Jasmin 1. Сади – один из ветеранов Кубка Бодрума, американец турецкого происхождения посещает регату уже 21 год подряд, без пропусков: «Это прекрасно организованное событие. Атмосфера дружественная и одновременно спортивная, большая часть экипажей серьёзно настроено на борьбу за победу, все очень требовательны к себе. Экипаж Jasmin 1 не исключение – после двух гоночных дней мы были в лидерах, а в итоге заняли первое место в своей подгруппе, были вторыми среди всех гулет и третьими в общем зачёте. Но всё, что происходит во время гонок – остаётся в гонках. После завершения все опять становятся добрыми друзьями: ходят в гости на другие парусники, вместе обедают, ужинают, веселятся – создают воспоминания. Это настоящий дух парусов. 10-15 лет назад регата была более массовой. На стартовую линию выходило 100-120 лодок. Затем число участников начало уменьшаться, а в последние несколько лет опять увеличиваться. Думаю, дело в том, что организаторы смогли заинтересовать молодое поколение и сделали береговую программу интереснее, а маршруты гонок более разнообразными. В этом году тридцатая регата – просто невероятная. Вы не поверите, какие чувства я, как уроженец Стамбула, пережил, когда мы проходили через Босфор под огромным генакером! У меня нет слов, чтобы описать их, это просто незабываемый опыт, - продолжает Сади, на глазах которого блестят слёзы радости. – Я бесконечно благодарен организаторам Кубка за такую возможность. Каждый год я прилетаю из США в Бодрум для участия в регате, провожу тут неделю и, возвратившись домой, целый год рассказываю своим друзьям и знакомым об этой неделе. Многие из них, заинтересовавшись, также приезжают на Кубок Бодрума».

7.jpg
Утром 26 октября флот покинул греческий остров, при умеренном ветре и ощутимой качке отправился в сторону Бодрума. Финиш гонки дня происходил недалеко от живописного курортного посёлка Гюмюшлюк, где в античные времена располагался дорийский город Миндос. До нашего времени сохранились остатки этого древнего поселения на небольшом Заячем острове, к которому можно перейти вброд прямо с набережной Гюмюшлюка. Набережная усеяна многочисленными небольшими уютными ресторанами и кафе, открытые террасы которых смотрят прямо на море и украшены традиционными местными фонарями, сделанными из высушенной тыквы продолговато-овальной формы. В береговую программу дня входила пляжная вечеринка.

Решающий этап регаты Гюмюшлюк – Бодрум прошёл при лёгком ветре и солнечной погоде. Первой гулетой, которая пересекла финишный створ последней гонки, была Grandi. Экипаж двухмачтового парусника не очень успешно начал регату – первые два гоночных дня завершив в конце флота. Однако финиш в десятке третьего дня и победа на заключительном этапе позволила Grandi занять 3 место в своей подгруппе.

8.jpg
«21 день назад мы вышли из Бодрума для участия в гонках в Стамбуле. Сегодня мы вернулись домой и выиграли гонку, поздравляю вас друзья, - обращается к своему экипажу шкипер Недим Четин, разливая по фужерам шампанское. – Юбилейная регата получилась очень хорошей. Мы все оценили гонки в Стамбуле, организация этого этапа «Кубка Бодрума», несмотря на то, что регата впервые вышла за рамки нашего региона, была на высочайшем уровне. Приём в Стамбуле был очень тёплым, а этапы зрелищными. Конечно, экипаж немного устал после трёх недель в море, временами было тяжело, но сегодня мы все счастливы. Хочу поблагодарить экипаж и гостей, которые провели Кубок Бодрума на борту Grandi», - поделился своими впечатлениями от регаты Недим.

Победу в общем зачёте в регате «Кубок Бодрума» - 2018 второй год подряд одержал экипаж 39-метровой деревянной двухмачтовой яхты Dragonfly. В этом году лидерство Dragonfly было бесспорным, она также возглавила рейтинг всех гулет. Второе место в общем зачёте и победу в группе «мозаика» занял экипаж яхты Dafne. Она была одним из украшений регаты этого года: 15-метровая деревянная яхта с гафельным вооружением класса 10mR была построена в Швеции в далёком 1907 г. по проекту известного дизайнера Альберта Андерсона и напоминала уменьшенную копию парусников, которые соревновались за первые «Кубки Америкми». Третье место в общем зачёте занял экипаж Jasmin 1 – 28-меттровой гулеты, 1998 г. постройки.

9.jpg
Лучшей среди тирандил стала деревянная яхта Hızır 1, длиной 9,3 м. В крейсерском дивизионе победу праздновал экипаж яхты Milta Marina Capehorn.

Почётный президент регаты и директор яхт-клуба Era Yachting Эрман Арас так подытожил результаты юбилейной регаты: «Ветра было достаточно для хороших гонок и яхтсмены в полной мере смогли получить удовольствие от регаты. Кроме того, мы получили массу похвальных отзывов от концертов и культурных мероприятий, которые уже стали неотъемлемой частью нашей регаты-фестиваля».
Господин Арас рассказал, что в этом году, как и обычно, в Bodrum Cup приняло участие много зарубежных гостей из разных стран. В том числе в составе гоночных экипажей. Этот факт подтверждает высокий статус регаты и способствует популяризации яхтенного туризма в Бодруме. По его словам, некоторые яхтсмены из Нидерландов приняли участие во всех тридцати регатах «Кубок Бодрума». И уже с нетерпением ждут следующего, тридцать первого Кубка.

10.jpg





Комментарии и отзывы

Смотрите так же...

Исторические места