Сервис
служба
Отправить заявку Бодрум+18Погода в Бодруме
Курсы валют: EUR/TRY - 34.74 RUB/TRY - 0.35 USD/TRY - 32.24

Церковь Святого Николая в Бодруме


Несколько столетий тому назад османский адмирал Мустафа-Паша, родом из Кызылхисара, прибыл в Бодрум для постройки судов для османского флота. С этого момента и начинается история одной церкви...

Церковь Святого Николая в Бодруме

Для постройки военного флота Мустафа-Паша привез и поселил в Бодруме мастеровых и рабочих людей с соседних греческих островов. Приехавшие греки построили в центре Бодрума большую церковь и назвали ее именем Святого Николая, который по канонам их веры покровительствовал морякам, купцам, ученикам, детям и даже отбывающим наказание преступникам.  

Церковь была построена в Османский период

Османы выдали греческой общине разрешение на постройку нескольких часовен и большой христианской церкви, строительство которой было завершено в 1870 году. Кроме разрешения на постройку османские султаны неоднократно выдавали «ферманы» (указы) – разрешения на ремонт зданий для греческой религиозной общины.

Приблизительно в эти же годы были построены мусульманские мечети «Тепеджик» (т.е. находящаяся на холме), «Келерлик» (видимо в этом месте водились ящерицы, «keler» - ящерица), «Тюрккуюсу» («у турецкого источника», «kuyu» - колодец, источник); одна мечеть была названа именем Мустафы-Паши из Кызылхисара. Эти мечети и по сей день открыты для прихожан.

В те времена люди были намного терпимее, поэтому в Бодруме мирно уживались христианские церкви и мечети, а жители с уважением относились к разным традициям и обрядам.

Греко-турецкий обмен наследием и пустая церковь

В 1923 году после войны в результате принудительного обмена населением Греции и Турции греки покинули Бодрум. Вместо них в Бодрум приехали турки с острова Крит, который согласно мирному соглашению перестал быть турецким. «Греческий» квартал превратился в «Критский».

Бодрумцы привыкли мирно жить с греками несмотря на разную веру, однако выходцев с Крита приняли не сразу. И хотя вера новоприбывших турков была одна, привычки и поведение были разными. Бодрумцы поглядывали на них настороженно, называя «полу-гяурами» (полу-иноверцами).

Со временем различия исчезли, и к бывшим критянам привыкли. В городе установилось равновесие общин, однако молиться в церкви стало некому.

Здание церкви превратилось в социально-культурный центр

Церковь святого Николая после отъезда греческих прихожан превратилось просто в здание, которому постепенно находили разнообразное применение. В разные периоды истории здание использовали как склад для морских губок, размещали внутри паровой генератор для нужд фабрики, открывали кинотеатр, строили сцену для театральных и других выступлений, и даже использовали как зал для проведения свадебных церемоний.

В период с 1923 по 1969 год здание бывшей церкви было тесно связано с судьбой каждого жителя Бодрума, который тем или иным образом переживал здесь важные моменты своей жизни. Кто-то посмотрел здесь первый фильм: сцены с молодыми актерами – будущими звездами, вызывали бурные душевные переживания. Кто-то иногда с воодушевлением, иногда со слезами сопереживания аплодировал театральным актерам, которые играли на этой сцене спектакли.

В период с 1923 по 1929 год в здании размещался паровой генератор, который обеспечивал Бодрум электричеством. Участниками этого предприятия были Хасан Услу, Хасан Зенгин и брат председателя муниципалитета Бодрума профессора Мюмтаза Атамана Неджип Атаман.

46 лет здание церкви связано с судьбами бодрумцев

Коренной житель Бодрума Рюштю Гюр в своей книге «Бодрум 1930 – 1980» оставил об этом особенном здании следующие заметки: «Мероприятия в клубе молодежи и спорта Бодрума стали второй школой. Мы следовали примеру старшего поколения. Мы не только играли в футбол, но и занимались атлетизмом, участвовали в театральных постановках. Нашим наставником был потомок известной в Бодруме семьи Юсуф Гёргюн. Он руководил спортивными и всеми другими мероприятиями, воспитывая в нас культуру. За театральной жизнью следила жена каймакама (губернатора) Экрема Северджана. Театральные репетиции проводились в Народном доме, а спектакли устраивались в здании церкви».

«В первые годы Республики здание церкви стало частью Народного дома и использовалось для проведения социально значимых массовых мероприятий. В 1943-1944 годах некто Кемаль Ай стал привозить в Бодрум театральные коллективы и организовывать их выступления в здании церкви. Здесь же была проведена свадебная церемония начальника жандармерии Бодрума Абдюлкадира Акйайа с невестой Халиме».

«В клубе мы ставили спектакль под названием «Сют» («Молоко»). Как обычно, премьера должна была пройти в здании церкви. Но приглашения ошибочно напечатали не от имени Народного дома, а от имени политической партии «СНР». Руководитель оппозиционной «Народной партии», который в тот период занимал должность руководителя региона, сначала выдал разрешение на проведение спектакля, затем это решение отменил. «Зачем молодежь втягивать в политику?» Он настоял, чтобы приглашения были переделаны от имени Народного дома. Требование не было принято и спектакль отменили».

Здание сегодня

В 1969 году турецкие власти объявили о том, что существует опасность разрушения здания, которому в то время было уже 185 лет. Кроме того, было заявлено, что здание церкви совершенно не соответствует традиционной городской архитектуре Бодрума, не отвечает нормам эстетики. В результате чего были сделаны соответственные надстройки и «коррекция» внешнего облика помещения под общий архитектурный стиль Бодрума. До 2012 года здание использовалось для размещения Центра народного образования. А позднее, будучи расположенным в самом центре туристической зоны, здание в летний период стали использовать как точку лоточной торговли, где продавали сувениры и дешевые безделушки.

В начале 2013 года было принято решение о начале реставрационных работ по восстановлению внешнего облика церкви. Планируется, что помещение будет использоваться в качестве конгресс-хола в зимний период, что позволит привлечь дополнительных туристов и в не сезон, а также как выставочная галерея. Реставрационные и строительные работы продолжаются до сих пор.




Комментарии и отзывы

Смотрите так же...

Исторические места