Сервис
служба
Отправить заявку Бодрум+19Погода в Бодруме
Курсы валют: EUR/TRY - 34.94 RUB/TRY - 0.35 USD/TRY - 32.19

Галикарнасский Мавзолей - одно из Семи чудес Древнего света


Галикарнасский Мавзолей - Гробница правителя Мавсола, одно из семи чудес древнего света, был построен в 4 веке до н.э. Строительство монументального сооружения было начато карийским царём Мавсолом (правил в 377-353 г.г. до н.э.) и завершено его женой Артемисией уже после смерти царя. Мавзолей, который был одновременно гробницей и храмом, прославил город Галикарнас на юго-западе Малой Азии.
Галикарнасский Мавзолей - одно из Семи чудес Древнего света

В Мавзолее выделялось три уровня. Основой всего здания был пьедестал из камня и мрамора. Первый ярус представлял собой массивные стены из камня, облицованные мрамором. На втором уровне возвышался храм с 36-ю колоннами. Колонны подпирали третий уровень - крышу в виде пирамиды с двадцатью четырьмя ступенями. На самой вершине пирамиды располагались скульптуры царя и царицы в колеснице, запряжённой четырьмя конями. Вокруг постройки находились статуи всадников и львов. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 метров. Грандиозный Мавзолей простоял 17 веков и рухнул в 13-м столетии н.э. от сильного землетрясения. 

Красота строения завораживала современников непревзойдённым совершенством его художественного оформления. Внешние стены Мавзолея были украшены мраморными плитами со сценами греческого эпоса. Украшением стен занимались четыре разных автора. Над восточной частью трудился Скопас. Он выбрал тему Битвы с амазонками. Северная часть была украшена Бриоксидом – он взял тему Битвы кентавров с лапифами и подвиги Тесея. Западную украшал Леохар, придворный скульптор Филиппа и Александра Македонских. Самая знаменитая его статуя Аполлон Бельведерский считается совершенством античного искусства. Южную часть украшал Тимофей. Фриз был выполнен из малоазийского крупнозернистого белоснежного мрамора с голубыми прожилками. Фриз раскрашивался. Его фон был тёмно-синим. Амазонки и греки были подкрашены красноватым охристом, а детали вооружения исполнены в бронзовом цвете. Мечи, наконечники копий, уздечки были из позолоченной бронзы и выглядели очень эффектно.

В постройке сочеталось сразу несколько архитектурных стилей того времени. Мавзолей удивлял своей архитектурной идеей. Два архитектора, два художника, Сатир и Пифей, создали план Мавзолея, который был утверждён Мавсолом. Новаторство двух архитекторов состояло в том, что в их произведении соединились три элемента. Низ был выполнен в восточном стиле, в средней части с колоннами размещался поминальный храм в греческом стиле, верх с 24 ступенями был выполнен в виде египетской пирамиды. Галикарнас стоял на пересечении трёх миров – греческого, малоазийского и египетского. Не случайно в архитектуре храма были соединены элементы этих трёх цивилизаций.

В 334 году в Галикарнас приходит Александр Македонский, который созерцал этот прекрасный памятник. Когда Галикарнас оказался во владениях Рима и римляне вошли в город, они были настолько потрясены Мавзолеем, что с тех пор все монументальные усыпальницы стали называть мавзолеями.

Позже развалины Мавзолея использовались рыцарями Иоаннитами (Госпитальерами) для постройки Замка-Крепости Святого Петра. В 1404 году рыцари ордена Святого Иоанна, которые утвердились на Родосе, начали возводить Крепость Святого Петра в Бодруме. От латинского слова «Петрониум» и происходит турецкое название города Бодрум. Иониты или госпитальеры – члены духовного рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами в начале 12-го века активно участвовали в крестовых походах против мусульманских государств. В 1309 году рыцари ордена обосновались на острове Родос. После захвата Родоса турками Иоанниты переместились на остров Мальта.

О Мавзолее сохранились свидетельства средневековых хроник. В 1522 году, когда султан Сулейман собирался напасть на Родос, командующий крестоносцев распорядился восстановить укрепления. Руины разрушенного землетрясением грандиозного сооружения начали разбирать и обнаружили пещеру с роскошным залом и колоннами, между которыми стояли мраморные статуи. Стены и потолок были украшены барельефами с изображениями различных сцен. Рыцари подивились такой красоте. В этом зале они обнаружили маленькую дверку. Зайдя туда, нашли ещё одно меньшее помещение. В центре стоял мраморный памятник – высокий параллелепипед, на котором возвышалась мраморная урна. Урна была сделана настолько изящно и красиво, что она светилась в темноте. На следующий день, когда рыцари вернулись, всё в помещении было раскурочено, могила вскрыта, повсюду валялись обрывки золотой ткани и золотой утвари. Местные пираты поживились, разграбив погребальную камеру. В середине 19 века и позже, путешественники заметили, что крепостные стены Крепости в Бодруме сложены не только из каменных глыб, но и из мрамора. В этом не было ничего удивительного, так как древние развалины всегда использовались в качестве каменоломен. Византийцы, греки, турки, арабы всегда этим пользовались. Но плиты были слишком красивы. На них были изображены боги, герои, подвиги героев. В конце концов слухи дошли до британского посла в Османской империи, который прибыл в крепость и изучил стены. После многочисленных переговоров и множества взяток, он получил разрешение выломать 12 плит из крепостных стен. Как оказалось, это как раз были фризы Скопаса. На 13-й плите были изображены кентавры. Все эти фрагменты были увезены в Британский музей. Хранитель музея Чарльз Томас Ньютон срочно выехал в Бодрум. Ещё только приближаясь к крепости он увидел морды львов, обращённые к морю. Ньютон детально изучил крепость. Нашёл фрагменты статуй и плит. Пока он ждал разрешения от османских властей, он обнаружил место Мавзолея. Ньютон проработал в музее 25 лет. За это время появилось более 50 вариантов реконструкций. Начался настоящий бум среди историков, археологов, филологов, искусствоведов, которые пытались восстановить облик Мавзолея. Впоследствии появился вариант Фридриха Адлера. Эта реконструкция считается наиболее удачной.

Древние авторы в своих описаниях не оставили точных данных о размерах, особенностях сооружения. Им казалось, что Мавзолей будет стоять вечно. Но, как оказалось, произведения человеческого гения хрупки. И то, что считалось будет существовать вечно, погибло.

Мавсол был очень умным, хитрым правителем. В результате активной политики он значительно расширил Карийское государство за счёт завоёванных территорий и окружающих островов. Проводил очень жёсткую финансовую политику. На всех подвластных территориях вводил многочисленные высокие налоги. Существовали налоги даже на погребение и ношение волос. При Мавсоле Галикарнас стал очень богатым городом – новой столицей Карийского государства. При нём город был значительно реконструирован и расширен. Мавсол, будучи карийцем, поддерживал греческую культуру, искусство, архитектуру. Ещё при жизни правитель задумал строительство себе памятника. Мавсол был женат на родной сестре Артемисии. В восточных династиях в царских семьях часто происходили такие кровно-родственные браки. Артемисия после смерти мужа показала себя очень мудрой правительницей и удачливой военноначальницей.

Археологические раскопки Мавзолея проводились с 1857 года. Были найдены мраморные плиты с рельефными изображениями, статуи Мавсола и Артемисии, фрагменты колесницы, которые были вывезены и в настоящее время хранятся в Галикарнасском зале Британского музея.

В статье использованы материалы из телепередачи Дмитрия Захарова «Час истины» из цикла «Семь чудес света» - «Мавзолей в Галикарнасе».




Комментарии и отзывы

Смотрите так же...

Исторические места